Петроглифы Старой Залавруги

 

 Н.В. Лобанова 

                                                        

 Петроглифы Старой Залавруги: новые данные - новый взгляд

В сентябре 2005 г. совместной экспедицией карельских и британских  археологов (Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН и Кембриджский университет), изучавших беломорские петроглифы (рис.1) и их связь с микроландшафтом, было сделано очень неожиданное открытие. На Старой Залавруге, одной из самых известных и хорошо документированных групп наскальных памятников Карелии, обнаружено много новых фигур. Новые материалы не только более чем вдвое увеличивают количество гравировок на этой скале, но и существенно меняют общепризнанные представления исследователей о генезисе древнего наскального творчества Беломорья. Выявлены новые  сюжеты, один из которых прежде среди петроглифов Карелии был неизвестен.

Открытие состоялось в результате применения нового способа поисков петроглифов, заимствованного нами у норвежских коллег. Он очень прост: большим полотном черного светонепроницаемого полиэтилена (размерами не менее 4 х 5 м) покрывается участок скальной поверхности. Исследователь, находясь под пленкой, слегка приподнимает один из ее краев (лучше всего тот, который находится над верхним участком скалы). Количество и направление поступающего в образовавшийся проем потока света регулируется в зависимости от степени наклона скалы и высоты подъема пленки, при этом древние выбивки становятся рельефными и хорошо заметными. Оптимальным вариантом является направление светового луча сверху вниз, если скала имеет хотя бы небольшой наклон. Этот способ широко практикуется в Скандинавии. Хорошие результаты получаются при фотографировании петроглифов под полиэтиленовой пленкой. С ее помощью нами пока исследованы скалы Старой Залавруги, отдельные участки Новой     Залавруги и три маленьких безымянных островка, где также удалось заметить новые фигуры. Скорее всего, есть возможность обнаружить их и на сильно эродированных скальных участках Новой Залавруги (группы I, VIII, XI, XV, XVII).  

Петроглифы Старой Залавруги были обнаружены экспедицией В.И. Равдоникаса 5 сентября 1936 г. в 1,5 км от дер. Выгостров (Беломорский район Республики Карелия), на правом пологом берегу  почти пересохшей протоки в западной части о-ва Большой Малинин, в 300 м выше ее впадения в главное русло р.  Выг  с местным названием Залавруда* (рис.2-4). В этом месте протока сильно сужается, а сложенный прочными кристаллическими сланцами прибрежный склон (с наклоном 10-15°) достаточно широкий. Изображения занимают площадь чуть более 200 м ². Здесь первооткрывателями было всего зарегистрировано 216 отдельных изображений, занимающих три отдельных участка, каждый из которых находится на особой скале или ее выступе. Методика фиксации В.И. Равдоникаса сводилась к следующему: гравировки, тщательно прокрашенные меловым раствором, копировались на кальку, затем листы кальки фотографировались. На первом участке (северном) обнаружено лишь 16 очень плохо различимых фигур и их фрагментов٭, а третий участок – так называемая южная скала - сейчас входит в состав XV группы Новой Залавруги [Савватеев, 1970, с.61-63]. Большинство гравировок (190) было найдено на центральной скале, где выделяются  верхний и боковой склоны. Зрительно они воспринимаются как две группы петроглифов, если за них принимать скопление рисунков, видимых с одной точки. Линия разделения склонов проходит в направлении ЮВ – СЗ примерно по головам фигур гигантских оленей - второго и третьего и далее к последнему животному южной цепочки (рис. 5).

Зафиксированным в 30-е гг. изображениям верхнего и бокового склонов Старой Залавруги свойственна определенная разностильность и разносюжетность, что позволяло исследователям говорить и об их разновременности. В публикации В.И. Равдоникаса представлена общая сводная таблица петроглифов центральной скалы [Равдоникас, 1938, Табл.2], где видны значительные пробелы - участки скалы без изображений, особенно  характерные для южной и юго-восточной частей скального полотна.

Открытие петроглифов на Старой Залавруге  с самого начала расценивалось как выдающееся событие, исключительное по своей научной значимости. На этой  скале представлены признанные шедевры неолитического наскального искусства северной Европы – реалистические изображения лыжников, изящных оленей с ветвистыми рогами, единственные в своем роде гигантские фигуры оленей и др. Вместе с тем, она относится к числу наиболее плохо сохранившихся групп петроглифов Карелии. 

Здесь отчетливо видны следы деструктивных природных и антропогенных процессов: ледниковые шрамы, многочисленные выбоины и трещины от воздействия воды и льда, лишайники и следы современных костров. Все это сильно затрудняет полевое изучение памятников. В.И. Равдоникас считал, что с их изучением надо поторопиться, т.к. часть петроглифов почти не фиксируется, и процесс разрушения идет дальше. Однако в последующее время вплоть до 60-х гг. полевые работы на данной группе петроглифов не проводились. Графитные копии Старой Залавруги были сделаны Ю.А. Савватеевым в связи с полевым документированием вновь открытых групп Новой Залавруги. По его мнению, многие из зафиксированных первооткрывателями фигур стали уже почти незаметны, часть их (особенно на верхней площадке) уже исчезла или находится на грани исчезновения [Савватеев, 1970, с.63]. Как показали наши полевые работы, состояние петроглифов Старой Залавруги все же не столь плачевно. Оно достаточно стабильно, во всяком случае, с 30-х гг. дальнейшего разрушения петроглифов почти не произошло**. Об этом свидетельствует сравнение полученных в разное время полевых материалов, прежде всего графитных копий и фотографий.

При использовании нового метода поисков на центральном панно нами были найдены все опубликованные В.И. Равдоникасом петроглифы (часть их скопирована) и 284 новых изображения (табл.1). Выявленные под пленкой фигуры обводились по контуру мелом и затем фотографировались. Помимо того, изготовлено несколько графитных протирок, включающие новые композиции. Больше всего новых гравировок оказалось на юго-восточном и северо-восточном краях  наскального полотна (рис. 6). Самым поразительным результатом явилось то, что удалось различить выбивки, находящиеся внутри больших изображений Дело в том, что визитная карточка Старой Залавруги - трехметровые фигуры оленей - выбивались более крупными и грубыми каменными инструментами. При этом несколько глубже выбита полоса вдоль краев фигур, в то время как основная часть их площади проработана не так глубоко и менее тщательно. Это отмечалось исследователями и раньше [Равдоникас, 1938, с.22]. Грубое выбивание площади силуэтов и позволило увидеть внутри крупных фигур то, что появилось здесь  прежде них. Это изображения лодок, линии гарпунов, олень, множество непонятных фрагментов. Вероятно, в дальнейшем можно извлечь больше информации об их очертаниях. Эта работа требует много времени и усилий, при этом следует использовать разные методы, в том числе и копирование еще сохранившихся участков скалы. В северной части скального полотна также выявлены случаи палимпсестов, это будет рассмотрено ниже. До сих пор среди петроглифов Карелии случаи перекрытия одних выбивок другими были крайне редки [Пойкалайнен, 1989], здесь же мы впервые сталкиваемся с использованием занятого пространства повторно.

Практически все центральное панно Старой Залавруги оказалось плотно заполнено древними гравировками. Их общее число достигло почти 500, что позволяет относить его к крупнейшему в Карелии скоплению. Заметим, что полное обследование не завершено, несомненно, данная группа еще пополнится новыми выбивками. Скала в южной части испорчена современными кострами. Она тоже была заполнена рисунками, судя по сохранившимся фрагментам. Кроме того, можно ожидать, что удастся разглядеть под пленкой фигуры над головой среднего гигантского оленя. Они воспринимались исследователями как необыкновенно пышные рога. На наш взгляд, здесь могли быть выбиты антропоморфные фигуры и, возможно, лодки,  в значительной степени испорченные эрозией и поэтому трудно различимые.

Среди новых петроглифов больше всего найдено следов людей и животных (162), лодок (43) и фрагментов фигур (40) (табл.1).

Петроглифы Старой Залавруги (центральная скала)                          Таблица 1  

        
        Наименование изображения                1936 г.             2005 г.             Всего

Лесные животные  

29

9

38

Антропоморфные фигуры

43

15

58

Лодки

30

43

73

Крупные следы животных

17

10

27

Мелкие следы людей и животных

38

152

190

Летящие стрелы

6

-

6

Линии

10

14

24

«Контурная рыба»

1

-

1

«Остов лодки»

1

-

1

Фрагменты фигур

12

40

52

Змея

1

-

1

«Солярный» знак

1

-

1

Спираль                                  

-

1

1

Морские животные

-

6

6

«Черепаха»

1

-

1

«Якорь»

-

2

2

Всего                                                                                              190                        292                         482

 

Прежние исследователи не обратили внимания на обилие мелких следов в северной и северо-восточной части скалы, хотя имеются они не только там. Среди них можно различить круглые с выемками, напоминающие копыта (оленьи) диаметром менее 1 см, и удлиненные, иногда с пальцами, скорее всего, следы человека, относящиеся к батальным сценам (рис.7). Многие из них, видимо, делались специальным, очень заостренным кварцевым орудием. Найдены и крупные следы, скорее всего, медведя длиной 15-20 см (рис.8). Тот, кому принадлежали эти следы, зафиксирован чуть ниже крайних фигур южной оленьей цепочки. Это крупное изображение медведя длиной 1 м, обращенного вправо, в западную сторону. От оленей эту фигуру отличают такие черты, как более широкое туловище и короткие лапы, маленькое круглое ухо и большая тупая морда (рис. 9). До сих пор на Старой Залавруге таких животных исследователи не знали, хотя изображения медвежьих следов отмечали [Равдоникас, 1938, с. 48-49]. Отметим, что это крупнейшее из всех известных изображений медведя в Беломорье.   

На наш взгляд, весьма интересны лодки необычного типа без экипажей. Внутри их корпуса выбиты полоски, образующие «окошки», а нос показан как удлиненный выступ. Не исключено, что таким образом показаны каркасные лодки, в отличие от обычных лодок-долбленок. Подобные сюжеты изредка встречаются на Новой Залавруге (группа XI) и среди Онежских петроглифов (полуостров Кочковнаволок и мыс Карецкий Нос) (рис. 10), однако до сих пор они не привлекали внимание исследователей. Две такие лодки, выбитые  недалеко друг от друга, плывут в разных направлениях. От одной из них отходит изогнутая линия с кольцом на конце – вероятно, так показан «якорь» (рис.11, фигура №29-30). Аналогичная фигура зарегистрирована В.И. Равдоникасом (правда, не совсем точно) почти в 2 м к юго-востоку от контурной лодки без якоря. Исследователи называли это изображение «остовом лодки» (рис.11, фигура № 3). Согласно трактовке А.М. Линевского, лодка принадлежала пришельцам с моря, однако в ходе военной схватки была сожжена аборигенами [Линевский, 1939, с.186].

Фигура, расположенная неподалеку, которая прежде интерпретировалась как «контурная рыба» с хвостом и плавниками, оказалась сложной композицией морской охоты на белух (рис.11, фигуры №№ 18-20). На месте хвоста появилась лодка, а сам внешний контур «рыбы» - это линии гарпунов. Зафиксированная в 30-е гг. лодка с экипажем стала участником этой охоты. Всего в этой сцене, похоже, действуют 6 лодок и 4 белухи. Ранее сюжетов, связанных с морской охотой, на Старой Залавруге совсем не было известно. Сейчас их выявлено не менее трех, все выбиты в северо-восточной части полотна. Найденные здесь гравировки сохранилась очень плохо, т. к. были перекрыты более поздними антропоморфными фигурами – героями батальных сцен.        Совершенно необычным мотивом является спираль, обнаруженная восточнее спины первого (правого) большого оленя в юго-восточной части скалы (рис.12). Похоже, что она соединена с задней ногой оленя, т.е. представляет собой композицию. На этом участке на площади 5 х 3 м сконцентрировано больше всего новых фигур (не менее 50), преимущественно лодок различных размеров и очертаний, типичных для беломорского наскального искусства, и непонятных фрагментов выбивок.

Три крупных изображения оленей перекрыли множество сцен с участием лодок и других фигур – всего не менее 15 отдельных изображений (рис.6). Почти в центре туловища первого животного прослежена узкая длинная лодка, которая, вероятно, является частью известной композиции центрального панно, а также явственно видны очертания небольшого оленя, двигающегося в том же направлении, что и фигуры западной оленьей  цепочки, и стилистически им близкого. Обращает на себя внимание странная выбивка прямоугольной формы с двойными или тройными рядами окошек внутри. От нее отходят в разных направлениях две линии (рис.13). В.И. Равдоникасом был зафиксирован лишь ее маленький фрагмент. Почти в центре туловища первого оленя прослежены явные очертания оленя, а за ним – еще одна длинная лодка, вероятно, являющаяся частью известной композиции центрального панно. В будущем предстоит нелегкая задача как можно точнее выявить этот более ранний пласт петроглифов.  

Отметим еще некоторые изменения прежнего прочтения каменного полотна. Одно из необычных изображений трактовалось как четвероногое животное, показанное в проекции сверху и больше всего напоминавшее черепаху [Равдоникас, 1938, с.35]. А.М. Линевский увидел в нем шкуру животного [Линевский, 1939, с.186]. Рядом с «черепахой»  выбита лодка. Под черной полиэтиленовой пленкой между двумя этими фигурами появилась довольно четкая соединяющая их линия (рис.14). Не исключено, что здесь также отображена сцена охоты на какое-то морское животное, возможно, на моржа.       

Корректировке подверглось множество известных ранее фигур, даже крупнейшие из них. Так, у левого (третьего) оленя увеличились обе ноги, а то, что принималось прежде за копыто, оказалось естественной выбоиной на скале. Новые изображения обнаружены в юго-западной части скалы ниже длинных узких лодок. И здесь мы наблюдаем случаи перекрытия одних изображений другими (рис.15)..

Несмотря на значительное увеличение числа фигур, ведущие сюжеты Старой Залавруги остались прежними – это следы, лодки и люди. Однако новые материалы дают возможность иначе, чем прежде взглянуть на изобразительную стратиграфию данного полотна. Разные принципиальные подходы ведущих исследователей при интерпретации этих наскальных рисунков не влияли на их представления о последовательности появления фигур и сцен. Все они [Линевский, 1939, с. 170-189; Савватеев, 1970, с. 63-64; Столяр, 2000, с.157-163; 2001, с.153-154] сходились во мнении о первоначальном появлении гигантских животных (они находятся в центре скалы и являются главными доминантами), длинных лодок и двух сходящихся цепочек оленей. Северо-восточное (боковое)  скопление с множеством мелких изображений, по их единодушному мнению, заполнялась уже после того, как была освоена центральная часть. Особенно детальную реконструкцию процесса заполнения полотна  продемонстрировал А.Д. Столяр [Столяр, 1977, с.30-37].

Теперь совершенно ясно, что процесс освоения Старой Залавруги происходил скорее в обратном направлении. Наиболее ранними изображениями были, вероятно, небольшие лодки, участвующие в сценах морской охоты. Они расположены внутри туловищ  среднего и левого оленей, а также северо-восточнее их – там, где первооткрывателями была зафиксирована большая «контурная рыба». Это северный и северо-восточный фланги наскального полотна. Несколько позже появляются выбивки на других участках  юго-западного и северо-восточного склонов – олени, длинные лодки. Интересно, что олень с рогами над головой большого животного в центре композиции, который появился до него, сам был выбит поверх какой-то мелкой фигуры.

Следующий этап активного освоения скалы связан с многочисленными сценами, в которых принимают участие люди. В нескольких случаях они выбиты поверх композиций с лодками, гарпунами и белухами. Можно полагать, что мелкие следы, густо покрывающие нижнюю часть северо-восточного склона, относятся к этому же времени.

Наконец, в самую последнюю очередь выбили трех гигантских оленей, имеющих одинаковые размеры и очертания и двигающихся в одну сторону. Эти изображения совершенно выпадают не только из контекста Старой Залавруги, но и вообще больше не имеют аналогов среди петроглифов Беломорья. Знаменитая Триада на Бесовом Носу (“бес”, налим и выдра), соизмеримая с ними размерами,  также противостоит всем другим изображениям и считается многими исследователями самой ранней композицией, положившей начало наскальному искусству восточного побережья Онежского озера [Столяр, 2001, ч.1, стр.121-122]. Однако с учетом полученных  данных можно также предполагать их более поздний возраст, что заставляет с иных позиций рассматривать стадиальные закономерности и особенности развития древнего монументального искусства Карелии.

Как было показано выше, предварительно на Старой Залавруге можно выделить не менее трех разновременных пластов рисунков. Как долго функционировало наскальное святилища в  целом,  какое время проходило между созданием ранних и поздних композиционных структур, сказать в настоящее время невозможно. Временной промежуток между ними мог быть как очень коротким, так и продолжительным. Несомненно, данное место служило культовым целям нескольких поколений людей, обитавших в нижнем течении р. Выг в конце атлантического времени. С этим временем можно связывать находки фрагментов ромбоямочной керамики на самых возвышенных участках поселения Залавруга 1  [Савватеев, 1977; Тарасов, Мурашкин, 2002]. Общие хронологические рамки беломорских петроглифов укладываются между 6000 – 5000 лет BP. Об этом свидетельствуют серии радиоуглеродных дат и палеогеографические данные. На основании стилистического анализа и высоты расположения петроглифов Старой Залавруги (14-15,5 м над уровнем моря) многие исследователи полагают, что это один из самых поздних этапов развития наскального искусства в Беломорье [Савватеев, 1977, с.149-160]. По нашему мнению, здесь представлены и довольно ранние периоды, к которым можно относить сцены морского промысла и, возможно, другие сюжеты. Однако для более обоснованных выводов необходимы дальнейшие исследования на этой скале: детальная регистрация всех изображений, их тщательный сюжетно- стилистический анализ.

В районе Беломорских наскальных рисунков в настоящее время открыто более 70 древних поселений, среди которых, безусловно, имеются и синхронные наскальным памятникам [Савватеев, 1977; Жульников, 2005]. Их исследование может дать важные дополнительные материалы для уточнения и конкретизации вопросов хронологии и периодизации петроглифов. В культурных слоях многих поселений вблизи петроглифов, в почвенных отложениях, а также на скалах зафиксированы следы мощной раннесуббореальной трансгрессии, датируемой 4700-4800 л.н.  Они особенно отчетливые на участках, находящихся ближе к береговой линии.  В это время  Залавруга была под водой и затем оказалась замытой речными осадками, в которых обнаружены разновременные культурные остатки поселений с пористой и асбестовой керамикой эпохи раннего металла (середина III – первая половина  II тыс. до н.э.) [Девятова, 1976, с. 76-84; Савватеев, 1977, с.140-141; Жульников, 2005, с.27-28].

Таким образом, в результате применения «норвежского» метода поисков на Старой Залавруге получены новые данные, позволяющие проследить последовательность заполнения этой скалы. Были выявлены  ранние слои рисунков, которые позже оказались полностью или частично перекрыты другими фигурами, существенно уточнены или пересмотрены имеющиеся интерпретации как отдельных наскальных образов, так и многофигурных композиций. Кроме того, обнаружены новые гравировки на ранее свободных участках наскального полотна, среди которых появились неизвестные прежде сюжеты и мотивы. Старая Залавруга теперь предстала практически во всей своей полноте и разнообразии. Во всяком случае, предположение исследователей о безвозвратной утрате  многих изображений в этой группе не подтвердилось. На наш взгляд, потери не очень велики.

Следует упомянуть также о других находках в Беломорье, сделанных в течение последних лет. Полевые исследования беломорских петроглифов возобновлены нами после почти 30-летнего перерыва в 2001-2002 гг. в связи с деятельностью карельско - норвежского проекта «Сохранение петроглифов Карелии». За это время было оценено состояние наскальных и других археологических памятников, а также их природного окружения, проведена детальная топографическая съемка, документация ряда объектов. Важным результатом стало открытие около 40 новых наскальных рисунков в четырех пунктах на безымянных островках р.Выг, расположенных к северу от группы Бесовы Следки на острове Шойрукшин [Лобанова, 2005]. Обследование этих участков еще не завершено. Намечены и другие перспективные места для поисков гравировок и древних поселений.

_______________________________________ 

 *Однако памятник вошел в научный оборот как Залавруга [Равдоникас, 1938] .

*Проверка данного скопления под черной пленкой позволила уточнить число и конфигурацию гравировок.                                                   

**Зафиксировано лишь увеличение площади разрушенной поверхности на месте кострища под изображением змеи.

Литература

 

  1. Девятова Э.И. Геология и палинология голоцена и хронология памятников первобытной эпохи в юго-западном Беломорье. - Л, 1976 - 122 с.
  2. Жульников А.М.. Поселения эпохи раннего металла Юго-Западного Прибеломорья. - Петрозаводск: Паритет, 2005 – 310 с.
  3. Линевский А.М. Петроглифы Карелии. - Петрозаводск: Каргосиздат, 1939. Часть 1. – 193 с.
  4. Лобанова Н.В. Беломорские петроглифы: открытия XXI века  // Мир наскального искусства. Сборник докладов международной конференции. Москва,  2005. - С. 163-164.
  5. Пойкалайнен В.К. Палимпсесты в наскальных изображениях Онежского озера: тезисы доклада // XI Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. - Москва, 1989.- С.184.
  6. Равдоникас В.И. Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря.- Наскальные изображения Белого моря. Часть вторая. М – Л.,1938 – 162 с.
  7. Савватеев Ю.А. Залавруга. Петроглифы.- Часть 1. Л, 1970 - 442 с.
  8. Савватеев Ю. А. Залавруга. - Стоянки. Часть 2. Л, 1977 – 324 с.
  9. Столяр А.Д. Опыт анализа композиционных структур Беломорья - // Советская археология, 1977,  №3 - С.24-41.
  10. Столяр А.Д. Археология в пути или путь археолога. Часть 1. - Санкт-Петербург, 2001 – 201 с.
  11. Тарасов А.Ю., Мурашкин А.И. Новые материалы с поселения Залавруга I и проблема датировки петроглифов Новой Залавруги // Археологические вести, № 9. Санкт-Петербург, 2002. - С.41-44.
  12. Stolyar Abram 2000. Spiritual treasures of ancient Karelia // Myandash. Rock Art in the ancient Arctic. Rovaniemi.