Петроглифы оз. Канозеро: история открытия

Лихачев В. А.1

Находка наскальных рисунков Канозера, возраст которых теряется в глубине веков, произошла в 1997 году, в конце 2 тысячелетия нашей эры. На данный момент это последнее крупное открытие петроглифов в Фенноскандии. До этого столь значительные открытия были сделаны в начале 70-х. Осенью 1972 года в Норвегии было найдено крупнейшее на данный момент в Северной Европе местонахождение петроглифов в Альте (Helskog, 2004. P. 11—12)2, в 1973 году на Кольском полуострове были открыты первые петроглифы на реке Поной, в местечке Чальмн-Варрэ (Shumkin, 2000. С. 210–240). Петроглифы Канозера заняли достойное место в ряду этих замечательных открытий. Число выявляемых рисунков растет с каждым годом, сейчас их количество перевалило за тысячу.

Открытие первых петроглифов на скалах Канозера имеет непреходящее значение. На карте мира появилось новое место, где имеется древнее наскальное искусство. Как это происходило? Вспомним немного подробности этого события.

Говоря об открытии петроглифов, мы понимаем под этим их открытие для науки и широкой общественности; но если быть справедливыми, человечество начало открывать наскальные рисунки Канозера еще с момента появления первых выбивок. Разнообразие стилистики петроглифов говорит о том, что острова Канозера посещали древние художники из различных мест Фенноскандии, знакомились с наскальными рисунками других художников и других эпох. Художественные приемы и темы заимствовались, осмыслялись, перерабатывались и проносились дальше через века, проявляясь в художественном творчестве, как ныне заселяющих эту территорию саамов, так и возможно других европейских народов. Весьма вероятно, что Канозерские петроглифы были известны саамам и в относительно недавнем прошлом (100–150 лет назад).

Нам пока неизвестно о существовании саамских поселений на озере Канозеро, но несомненно они там были. Богатое рыбой озеро и окрестности, заселенные диким оленем, привлекали саамов. Одним из свидетельств этому являются найденные на западном берегу озера ловчие ямы, с помощью которых саамы охотились на диких оленей. Кроме того, на карельском кладбище недалеко от деревни Канозеро существует специфическое «саамское» захоронение, где как надгробие использовались саамские сани — «кережа». Похоже, что более поздние поселки — деревня Канозеро и Подмуна — выросли на месте саамских поселений. В конце 19-го века на Канозерском пороге появились карелы, они пришли с Колвицкого озера. Видимо в это же время и появилась карельская деревня Канозеро. Известно, что карелы занимались жемчужным промыслом на реках Умба и Муна3 (Визе, 1912 д. С. 741). В 20-м столетии в устье Муны появился поселок лесорубов и лесосплавщиков Подмуна. В поселке Канозеро до начала 90-х существовала метеостанция, сейчас находится пункт рыбинспекции, и здесь же живет хранитель наскальных рисунков — С. В. Верещагин, до открытия петроглифов работавший здесь рыбинспектором).

Местное население знало о существовании петроглифов. В 1998 году возвращаясь с Канозера, в поселке Погост (нижнее течение р. Умбы) мы познакомились с местным жителем, который видел эти рисунки в детстве. Геннадий Александрович Кобылин рассказал, что в 1949 году, будучи подростком, он гостил в поселке лесорубов. На островах Канозера мальчишки ловили окуней, и именно здесь местные ребята показали ему рисунки. Что же дети увидели на скалах? Человечки, олени, козы, овцы, рыбы, «шалаши», «избушки в три наката». Какие рисунки ребята могли интерпретировать как «избушки в три наката» остается загадкой. Занятые взрослые не обратили тогда внимание на находки детей.

Несколько слов об исследователях, побывавших ранее на Канозере.

Конец 19-го века. «В 1887 году участники финской экспедиции на Кольский полуостров Эдгрен и Левандер сделали попытку подняться на лодках вверх по течению реки. Но добрались они только до Канозера. Трудности пути, крутые водопады и большие пороги заставили их вернуться обратно4. После них проф. Рамзай спускался в карбасе по всему течению р. Умбы и, как говорят, произвел даже глазомерную съемку этой реки, однако карта эта до сих пор нигде не опубликована. В 1910 году по Умбе, вместе с двумя карелами, спускался один шведский этнограф». (Визе, 1912 в. С. 555).

1910. Шведский этнограф, упомянутый Визе, был известный археолог Густав Хальстрем. В ночь с 13 на 14 августа 1910 года исследователь пересек Канозеро. Возможно из-за сильного ветра, который обычно стихает лишь к вечеру, озеро пришлось пересекать ночью. По неизвестной нам причине исследователь не достал фотоаппарат, чтобы запечатлеть Канозеро, несмотря на то, что вел подробную фотосъемку всего своего маршрута. Он сделал снимок перед самым озером на Канозерском пороге, а следующие — уже на порогах реки после озера. Скорее всего Хальстрем в сумерках полярного дня просто проглядел живописные скалистые острова. Или же он просто спал под монотонный скрип уключин, пока нанятые им карелы гребли через озеро. Иначе сложно объяснить, как такой опытный исследователь, специально нацеленный на поиск наскального искусства, мог пропустить это место, потенциальное с точки зрения археологических памятников. Ведь уже через 12 дней, 26 августа исследователь изучал петроглифы Бесова Носа на Онежском озере5. Документация Хальстремом Онежских петроглифов в 1910 году и продолженная в 1914 году внесла свой значительный вклад в мировое признание Карельских петроглифов (Саватеев, 1999). Но, к сожалению, Канозерские петроглифы оказались у Хальстрема, буквально, за бортом6.

1911. На Канозере побывал географ Владимир Юльевич Визе поднимаясь от устья реки Умба до Умбозера. Результатами экспедиции Визе стали две работы: «Лопарские сейды» и «Из путевых заметок по реке Умба» (Визе, 1912 а. С. 395–401; 1912 б. С. 453–459).

1925. Сотрудником Института по изучению Севера В. И. Влодавцем была произведена съемка реки Умба от устья до Умбозера и части ее притока р. Муны, довольно значительно исправляющая данные лесных планов Умбского лесничества. На скалистом носу в юго-западной части острова Горелый (Большой Подмунский) имеется надпись «Е. Е. Б. АКБ» и ниже — «1925 июнь 1925 июль». Возможно ее сделал кто-то из экспедиции В. И. Влодавца.

1948. Начало геологической съемки на Канозере (И. Бельков, И. Д. Батиева). Геологические исследования Канозера продолжаются и в 50-х годах. И. Д. Батиева сообщила, что в районе Канозера имеются амазонитовые пегматиты, месторождение розового кварца. И. Д. Батиева: «Острова на озере действительно очень интересные. На них имеются симпатичные скальные выходы, так называемые «бараньи лбы», сложенные порфировыми метасоматитами и метапироксенитами (мягкая горная порода содержащая серпентинит). При осмотре этих островков никаких рисунков и надписей на скалах не видела» (2000 г., расспрашивал В. Лихачев) (Лихачев, 2001. С. 5–20).

1962. Здесь работала Канозерская поисково-ревизионная партия под руководством С. А. Крутякова. Сохранился фотоальбом этой экспедиции, в котором на отдельной странице собраны фотографии скалистых островов. На снимках хорошо видно насколько гуще был лесной покров островов, а так же отсутствие надписей на скалах. Несмотря на то, что геологи восхищались «бараньими лбами», и фотографировали их, они не отметили никаких изображений на скалах.

Конец 70-х — начало 80-х. Возобновилась традиция выбивать надписи. Первая такая надпись, как мы уже упоминали, появилась в 1925 году. Расцвет «наскального» творчества приходится на конец 80-х и 90-х годов 20-го века. В это время становится популярным среди туристов водный маршрут по реке Умба. Надписи туристов-водников частично испортили многие ценные древние рисунки. До 1997 года никто из них и не подозревал о существовании древнего пласта наскального творчества.

Открытие рисунков

1997 — 1999 годы. В 1997 году краеведческим музеем поселка Ревда была организована экспедиция — сплав на спасательном плоту ПСН-10 по реке Умба. Пятого июля, на четвертый день пути, участники экспедиции7 достигли озера Канозеро, расположенного в среднем течении реки Умба. Преодолев четыре километра на веслах против сильного встречного ветра, ребята остановились отдохнуть и переждать ветер на скалистом острове, который обозначен в туристских лоциях как остров Каменный8. На скалах острова внимание участника экспедиции Юрия Иванова привлекли надписи туристов. Ю. Иванов: «Сколько людей здесь побывало из разных городов! Захотелось найти самую старую надпись. ...среди иголок, какого-то мусора заметил теневые темные пятна. Начал расчищать, показалось изображение лодки с гребцами, рядом еще одно — олень. Первая мысль — может быть это что-то древнее. Раньше видел рисунки в Чальмн-Варрэ, на Поное, много читал об этом в книгах. Хотя доля сомнения, конечно, была: как это, на таком острове, где так много современных надписей, может быть что-то древнее? Сразу решил сообщить ребятам. Подошли, посмотрели: да, что-то есть... лодки, олень... Может быть древнее. Все, конечно, даже я, отнеслись к этому как к какой-то шутке туристической. На всякий случай мы решили сфотографировать эти рисунки, сняли их на видео, чтобы показать затем специалистам» (Лихачев, 2001. С. 7).

Всего в тот раз было найдено четыре рисунка9. В октябре того же года сотрудники Ревдинского музея10 провели еще один экспедиционный выезд на Канозеро. Чтобы развеять сомнения, было решено добыть свидетельства древности найденных петроглифов, сделать их копии и поискать другие. На Каменном острове были сделаны фотографии лишайников растущих на поверхности нескольких наскальных рисунков. По возвращении снимки были показаны специалистам Полярно-Альпийского Ботанического Сада-Института КНЦ РАН (Апатиты). Лихенологи определили, что возраст лишайника покрывающего один из петроглифов не менее ста лет(!). Таким образом, было доказано, что петроглифы не являются современной фальсификацией.

Во время осенней поездки 1997 года, несмотря на пасмурную погоду и плохое освещение, рядом с уже известными находками было найдено еще пять рисунков, группа получила название Каменный 1. Была так же найдена новая группа Каменный 2, состоящая из двух изображений на отдельном валуне. Находок могло бы быть больше, если бы не внезапно выпавший снег, который укрыл скалы других островов. Но даже эти скромные находки показали, что здесь может быть еще много рисунков. Честно говоря, в то время сложно было предположить, что через 10 лет количество петроглифов возрастет в сотни раз.

Первые фотографии Канозерских петроглифов были показаны археологу из Санкт-Петербурга Владимиру Шумкину11. Вместе с ним находку оценил выдающийся исследователь наскального искусства профессор Санкт-Петербургского университета Абрам Давыдович Столяр12. Изучая фотографии изображений, исследователи сразу уловили в стилистике рисунков продолжение Беломорской традиции наскального искусства (Залавруга, Карелия), но в тоже время отметили и местный колорит изображений. Специалистами захотелось поскорее побывать на месте.

Первая информация о находке и некоторые изображения были опубликованы в региональной прессе. В феврале 1998 года в газете «Мурманский вестник» вышла статья «Рисункам над Умбой тысячи лет» (Лихачев, 1998 а. С. 3), в газете «Ловозерская правда» — статья «Время, врезанное в камни» (Лихачев, 1998б. С. 2). Примерно в это же время по мурманскому телевидению в программе «Земляки» был показан сюжет об открытии петроглифов и осенней экспедиции к ним.

В июне 1998 года в экспедиции Ревдинского краеведческого музея на Канозеро13 принял участие археолог Владимир Шумкин. Под руководством эксперта за две недели на трех островах и одном скальном выходе (получившем название «скала Одинокая») было выявлено около 250 рисунков в восьми скоплениях. Подлинность и древность петроглифов была неопровержимо доказана. Делались графитные копии наскальных изображений, фотографии, составлялись карты островов. Исследователи работали по 15 часов в сутки, с островов уходили поздней ночью, благо на Севере летом ночи светлые. Постоянные находки будоражили всех участников экспедиции, все пребывали в легкой эйфории и каждый день торжественно отмечали новые необыкновенные находки.

Осенью 1998 года информация о Канозерских петроглифах начала свое «шествие» по международным симпозиумам и конференциям. Небольшая фотовыставка и видеофильм были представлены на международном симпозиуме ACRA II (The Alta Conference on Rock Art "Theoretical Perspectives in Rock Art Research«14) 2–6 сентября 1998, Альта (Норвегия), затем — на международной конференции в Петрозаводске, посвященной 150 годовщине открытия Онежских петроглифов15. В 1999 году появилась первая публикация о находке петроглифов Канозера на английском языке (Likhatchev, 1999. P. 44–47).

Июнь 1999 года — открытие первого изображения Каменный 7. «Бараний лоб», почти полностью закрытый дерном, привлек внимание, когда на нем обнажился участок скалы под туристской тропой. В месте, где на тропе был сбит дерн, стало хорошо заметно изображение лося. Позднее, при расчистке изображения, стало понятно, что это часть уникальной сцены — охоты с лодки на лосей.

В июле 1999 года председатель эстонского общества изучения наскального искусства Вяйно Пойкалайнен обнаружил примечательную группу Горелый 2 с изображением «колеса», человека и оленя.

В сентябре 1999 года на Канозере приступила к работе Кольская археологическая экспедиция под руководством Владимира Шумкина. В этом году количество открытых групп изображения возросло до 16, а общее число рисунков приблизилось к 400.

В частности были открыты интересные группы Еловый 3, Еловый 4 и Еловый 5. Изображения колес в группе Еловый 3 обнаружил эстонец Лойт Йыекалда.

2000–2007. Значительным этапом в изучении наскальных рисунков Канозера стала планомерная работа Кольской археологической экспедиции по документации петроглифов.

Кольская археологическая экспедиция16 работала на озере в 1999 — 2002, 2005, 2007 годах и, несомненно, продолжит свои работы далее.

За период с 1997 по 2007 годы общее количество найденных изображений на скалах Канозера превысило 1000 (18 групп изображений). Учеными выполнен значительный объем по документации петроглифов, сделан ряд научных публикаций, докладов на международных конференциях и конгрессах.

Находка петроглифов вызвала большой общественный резонанс.

В 2001 году сотрудниками Ревдинского краеведческого музея совместно с телекомпанией ГТРК «Мурман» была создана серия телефильмов об этом открытии17. Ревдинским краеведческим музеем было подготовлено несколько выставок и статей в местной прессе. Продолжается работа по популяризации петроглифов Канозера и сейчас. В последние годы в работу по популяризации Канозерских петроглифов активно включились сотрудники Кировского краеведческого музея. В 2006 году музеем была подготовлена экспозиция, посвященная петроглифам. Сотрудники музея публикуют статьи и выступают на конференциях. С 2005 года популяризацией петроглифов также занимаются сотрудники Кольского центра охраны дикой природы. Сейчас центром готовится книга, в которой в популярной форме будет рассказано о петроглифах Канозера.

Сноски

  1. — Кольский центр охраны дикой природы (Апатиты)
  2. — Скопление петроглифов в Альте насчитывает на данный момент около 5500 изображений (Helskog, 2004: 14).
  3. — «…около устья находится несколько изб, принадлежащих карелам, имеющим постоянное жительство в губе Колвице и отчасти на Колвиц-озере. Лов рыбы производится ими преимущественно в Кандалакшской губе и на Колвиц-озере, отчасти, на Канозере и р. Умбе, где они главным образом промышляют семгу к великому неудовольствию умбян, считающих рыбное богатство р. Умбы за свою полную и неотъемлемую собственность и уверяющих, что будто с тех пор, как на Канозере появились карелы, в забор, построенный в устье Умбы, стало попадать меньше семги. Последнее вряд ли соответствует истине, так как карелов, промышляющих семгу на Канозере и Умбе, всего-то человек пять, да и то лов семги производится ими побочным образом, главный же их помысел в этих местах — лов жемчуга. За жемчугом карелы приходят сюда в начале июля, когда реки начинают мелеть. Ищут жемчуг главным образом в Умбе и Муне; берега этих рек усеяны кучами разбитых раковин жемчугоносных перловок. «(ИАГО, номер 16, стр. 741, 739–746).
  4. — Fennia III, № 6, стр. 16.
  5. — Даты путешествия Хальстрема восстановлены по данным его фотоархива хранящегося в университете Умео и расположенного на сайте http://www.foark.umu.se/samlingar/hand07A.htm
  6. — В 1926 году житель деревни Выгостров старовер Г. П. Матросов показал молодому этнографу Александру Линевскому на одном из островов устья реки Выг скопление петроглифов имеющих народное название «Бесовы следки». Узнав об этой находке, Хальстрем сокрушался о том, что когда он путешествовал в этих местах в 1910 году (как раз на пути от Канозера к Онежскому озеру), никто ему об этих рисунках из местных жителей не поведал (Саватеев, 1967: 112).
  7. — Участники экспедиции от Ревдинского музея: Юрий Иванов, Денис Комаров, Александр Федотов, Алексей Федотов и краеведы из Ловозера: Владимир Кузнецов и Сергей Рочев.
  8. — Другое географическое название острова Скалистый. Другие острова с петроглифами так же имеют по два название. Так острова Подмунские: Большой и Малый, называют так же Горелым и Еловым.
  9. — По возвращении на фотографии было обнаружено еще одно изображение.
  10. — В составе Иван Вдовин, Вадим Лихачев, Юрий Иванов, Александр Федотов.
  11. — Руководитель Кольской археологической экспедиции, первооткрыватель петроглифов в Чальмны-Варре и писаниц п-ва Рыбачий. Обратится к нему нам посоветовала Евгения Пация — сотрудник Апатитского музея истории изучения Севера.
  12. — Профессор Санкт-Петербургского университета, автор многочисленных статей о наскальном искусстве, фундаментальной монографии «Происхождение изобразительного искусства» (Искусство, М, 1985) и книги о петроглифах Карелии «По Бесовым следкам».
  13. — Транспортную поддержку оказало руководство Апатитского ЖКХ (Михаил Чекрыгин).
  14. — Конференция в Альте по наскальному искусству «Теоретические перспективы в изучении наскального искусства».
  15. — The Workshop on Petroglyphs 150 Anniversary of the Lake Onega Petroglyphs Discovery. 14.9.—18.9. 1998, Petrozavodsk, Russia.
  16. — Постоянные члены — Владимир Шумкин, Антон Мурашкин, Евгений Колпаков. В разное время в состав экспедиции входили Юрий Иванов, Вадим Лихачев, Владимир Теребенин — главный фотограф государственного Эрмитажа, Анатолий Клер, Марк Шахнович, Ян Магну, Ллойд Йоекалда, Александр Русинов, Андрей Наволоцкий и др.
  17. — «Обретение прошлого»: часть первая (28 мин.) «На порогах открытия»; часть вторая и третья (34 мин. ) «Великая каменная летопись». Автор и оператор — Вадим Лихачев, режиссер — Владимир Никитин. ГТРК «Мурман». Март — Сентябрь 2000 г.

Литература

  • Визе В. Ю. Лопарские сейды // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912а. № 9.
  • Визе В. Ю. Лопарские сейды // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912б. № 10.
  • Визе В. Ю. Из путевых заметок по р. Умбе // Известия Архангельского о-ва изучения Русского севера. 1912в. № 12.
  • Визе В. Ю. Лопарские сейды // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912г. № 15.
  • Визе В. Ю. Лопарские сейды // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912д. № 16.
  • Лихачев В. А. Петроглифы Канозера // Великая каменная летопись (новая находка наскальных изображений на Кольском полуострове). Наука и бизнес на Мурмане.
  • 2001. Мурманск, Вып. 4.
  • Лихачев В. А. Рисункам над Умбой тысячи лет. «Мурманский вестник», ежедневная газета № 31(1674), 17 Февраля 1998. Мурманск, 1998а.
  • Лихачев В. А. Время врезанное в камни. «Ловозерская правда», еженедельная газета. № 6–7 (7357–7358), 13 Февраля 1998, Ловозеро, Мурманская область, 1998б.
  • Савватеев Ю. А. Рисунки на скалах. Петрозаводск, 1967.
  • Савватеев Ю. А. Вечные письмена (К 150-летию открытия наскальных изображений Карелии) // Журнал «Север». 1999. № 2.
  • Шумкин В. Я. Наскальное творчество Лапландии. Каменная летопись тысячелетия // Коренные народы севера. Археологические и этнографические исследования. // Сборник докладов ХХVIII областной (III международной) краеведческой научно-
  • практической конференции. Мурманск, 2002.
  • Helskog K. The Rock Art North of the Arctic Circle // Archeology in North Norway. Tromso University Museum, Tromso. 2004.
  • Helskog K. Helleristningene I Alta. Alta. 1988.
  • Likhatchev V. New discoveries of rock carvings on Kola Peninsula Adoranten. // Yearbook of the Scandinavian Society for Prehistoric Art, pp. 44–47. (Sweden): Museum of Rock Carvings. Tanum, 1999.
  • Shumkin V. The rock art, labyrinths, Seids and Beliefs of Eastern Lapland’s Ancient Population// MYANDASH — rock art in the ancient Arctic. Rovaniemi, 2000.

Интернет-публикации