Петроглифы Карелии: Мозаичная фотосъемка скальных поверхностей

© 2014 г. И. Ю. Георгиевский
Карельский научный центр РАН, Петрозаводск

Резюме. В работе обосновывается необходимость создания и последующего использования плоских фотопанорам скал с древними изображениями в целях мониторинга состояния поверхности скалы и презентации памятника. Описываются технические аспекты работы фотографа-исполнителя и некоторые результаты, выполненные на горизонтальных скальных поверхностях Онежских и Беломорских петроглифических комплексах (Республика Карелия).

Ключевые слова: петроглифы, Карелия, мозаичная фотопанорама, площадная фотосъемка, склейка, плоская панорама.

В настоящее время петроглифы Карелии известны в двух местностях — на островах устья реки Выг — Беломорские (скопления Бесовы Следки, группы острова Ерпин Пудас, Залавруга, Золотец-I и на безымянных островах) и петроглифы на мысах восточного берега Онежского озера и трех островах в прилегающей акватории — Онежские (Гурьи острова, Бесов Нос, Пери Нос, Кочковнаволок и др.) (см. Лобанова, 2014).

В начале столетия считалось, что все эти памятники достаточно документированы, материалы введены в научный оборот и исследователям широко открыт лишь фронт семантической интерпретации сюжетов, а увеличения «количественного потенциала» памятников не предвидится. Однако новые исследования поверхностей скал в узконаправленном скользящем пучке света (метод «черной пленки», Н. В. Лобанова) (Лобанова, 2005, 2007, 2010) позволили выявить значительное количество «новых» петроглифов, сцен и групп изображений. Занесение вновь выявленных фигур в реестр потребовало некоторого уточнения, иногда полной ревизии планового материала, имевшегося от предыдущих исследователей, а для новых местонахождений — вновь созданных схем.

Совершенствование компьютерных технологий и вызовы «актуальности», что предъявила цифровая эпоха современной науке, обязывает обратить пристальное внимание на такой исследовательский ресурс, как фотография. Общепризнана роль ее для документирования, оценки и презентации памятников культуры. Фотография, в основе своей балансирующая на столпах «документальности», «авторской реальности» и «физических аберраций» в прикладном плане вполне может использоваться и как довольно точный инструмент измерения.

В 2006 году для планового обоснования выявленных изображений на Старой Залавруге впервые нами был опробован фотограмметрический способ создания плана участка скалы 11×15 м. В результате мозаичного соединения 523 фотокадров получена результирующая фотография участка с петроглифами, позволившая наглядно и точно показать соотношение новых изображений и уже известных.

С 2005 по 2014 г. на Онежских и Беломорских петроглифах автором отработан практический алгоритм создания плоских панорам скал с древними изображениями, позволивший с задаваемой точностью выполнить площадную фотосъёмку на трёх десятках групп петроглифов, а внутри файла прорисовкой создать точные схемы трещин, ледниковых шрамов, выбоин, лишайникового покрова, что при необходимости легко представляется отдельным планом (см. рисунок).

Технические этапы включают в себя натурные работы: разметку скалы, непосредственно фотографирование и камеральную часть — компьютерную обработку. Здесь проводится последовательная нумерация файлов по линиям, конвертация с максимально возможным соблюдением констант цветового и тонового баланса отдельных кадров, затем склейка общей фотографии из кусочков мозаики и доработка результирующего файла. Натурные работы выполняются в довольно короткое время (несколько часов) и не требуют специального топографического оборудования. Для камеральных работ необходим мощный современный компьютер с оперативной памятью 4–16 гВт и пакет программного обеспечения, расширенный программами от Adobe: Lightroom и Photoshop.

Некоторые из созданных мозаичных панорам напечатаны в виде фотопанно 2.5×19, 5 м для зала археологии Национального музея Карелии, многие из склеек приведены в археологических полевых отчётах, использовались в оперативной полиграфии и сайтах.

Список литературы

  1. Лобанова Н. В. Беломорские петроглифы: открытия XXI века // Мир наскального искусства. Сб. докл. междунар. конф. / Отв. ред. Е. Г. Дэвлет. М.: ИА РАН, 2005. С. 163–164.
  2. Лобанова Н. В. Петроглифы Старой Залавруги: новые данные — новый взгляд // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 1 (29) С.127–135.
  3. Лобанова Н. В. Проблемы документирования петроглифов Карелии // Тр. Карельского научного центра РАН. Сер. Гуманитарные исследования. Вып. 1. Петрозаводск, 2010. С. 4–23.
  4. Лобанова Н. В. К вопросу о хронологии и периодизации наскальных изображений Онежского озера// РА. 2014. № 3. С. 98–110.

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество: Георгиевский Игорь Юрьевич
Город: Петрозаводск

Учреждение: Карельский научный центр РАН
Должность, ученая степень, звание: фотограф, РИО (редакционно-издательский отдел)
Почтовый адрес: ул. Пушкинская, 6, г. Петрозаводск, 650043
Тел. (с кодом): +7 (814–2) 58-43-18
Факс (с кодом): +7 (814–2) 58-38-85

E-mail: geophoto@mail.ru