Лихачев В. А.
Приступая к охране памятника истории и культуры, мы, естественно, задаемся вопросами: а как это делают другие? Какие существуют формы охраны? Какие охраняемые территории создаются на местах с петроглифами в России и за рубежом?
В мире существует общая тенденция сохранять не только местоположение памятника, но и, там, где это возможно, окружающий его природный ландшафт. Местоположения наскальных рисунков очень часто располагаются на охраняемых природных территориях, таких как национальные парки и заповедники. В свою очередь с этими организациями работают музеи, специалисты которых занимаются непосредственно вопросами сохранения рисунков и экскурсионным обслуживанием памятников. Если имеется возможность, музеи создаются в непосредственной близости от памятника и включают в свою территорию панели с рисунками. В России пока единственным музеем-заповедником с наскальными рисунками является «Томская писаница».
Музеефикация петроглифов Канозера, помимо мер по охране, документации и реставрации, решает задачу обеспечения доступа посетителей к памятнику, его экспозицию и популяризацию.
Первые шаги к музеефикации петроглифов Канозера были предприняты практически с момента их открытия сотрудниками Ревдинского краеведческого музея. Ими издавались публикации, призывающие к охране памятника (Иванов, 1999; Лихачёв, 1998а,1998б,1999, 2001а), формировались выставки, снимались фильмы, делались доклады на международных конференциях.
Первая выставка, включавшая изображения всего лишь 11 рисунков, состоялась уже в феврале 1998 года, открытие её проходило в п. Ревда и г. Апатиты. К 2000-му году количество найденных изображений возросло, и музеем была подготовлена выставка, рассказывающая уже о двух сотнях изображений в 8-ми скоплениях, а так же о работе по документации памятника, начатой Кольской археологической экспедицией ИИМК РАН. В том же году на региональном канале ГТРК «Мурман» вышла серия фильмов, снятых и подготовленных сотрудниками музея: «Обретение прошлого», «Великая каменная летопись» (автор — В.Лихачев, 2000 г., ГТРК «Мурман»).
В августе 2001 года 4-й номер научно-практического журнала «Наука и бизнес на Мурмане» под названием «Великая каменная летопись. Новая находка наскальных изображений на Кольском полуострове» был полностью посвящен петроглифам Канозера. Этот номер, подготовленный сотрудниками Ревдинского краеведческого музея, включал в себя статьи как первооткрывателей рисунков, так и специалистов Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН.
В 2000 году усилия, предпринимаемые Ревдинским музеем, были поддержаны историко-краеведческим музеем г. Кировска. Этот музей в период с 2000 по 2008 гг. из своего небольшого бюджета выделил средства на оплату сотрудника, занимавшегося охраной памятника — бывшего рыб. инспектора С.В. Верещагина. Музей так же организовывал ежегодные экспедиции на Канозеро с участием представителей Кировской городской администрации.
Переломным моментом в деле музеефикации петроглифов стала состоявшаяся в сентябре 2007 года в г. Кировск юбилейная международная конференция «Петроглифы Канозера», посвященная 10-летию открытия рисунков. Конференция собрала археологов и специалистов по охране наскальных рисунков из различных уголков бывшего СССР и скандинавских стран1. Это значимое международное событие активизировало усилия по охране петроглифов. В 2008 году работы по музеефикации памятника получили существенную финансовую поддержку правительства Мурманской области. Ответственность за охрану памятника была передана муниципалитету Терского района, на территории которого находится большая часть местонахождений петроглифов. Было создано Муниципальное учреждение культуры — Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера». В уставе музея целями его создания декларируются (пункт 2.1) «...обеспечение охраны, изучение и популяризация памятника археологии — комплекса наскальных рисунков „Петроглифы Канозера“, а также иных исторических мест в Терском районе, музейных предметов и коллекций»4.
Сотрудниками музея «Петроглифы Канозера» с момента его создания продолжены работы по размещению предупредительных знаков — аншлагов на островах и подходах к ним, построен дом для обслуживающего персонала, начато оборудование некоторых скоплений петроглифов мостками и ограждениями, разведан подъезд к Канозеру со стороны шоссе Кандалакша — Умба. Организовывается дежурство на островах, проводятся экскурсии.
В 2014 году под патронажем музея над самой крупной группой острова Каменный выстроен защитный купол.
Нужно чётко осознавать, что грамотная охрана мест с петроглифами нуждается в проекте, подготовленном специализированными проектными учреждениями, такими как, например, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва3 — специалисты которого уже побывали на Канозере. Одним из шагов по созданию музея-заповедника является придание канозерским петроглифам статуса объекта культурного наследия — достопримечательного места России4.
В процессе музеефикации петроглифов Канозера важна активная поддержка общественности Мурманской области, местных и федеральных властей. Поэтому популяризация памятника — одна из стратегических задач, соприкасающихся с его охраной и способствующая формированию особого статуса данной достопримечательности.
Информация об открытии наскальных рисунков на Канозере вызвала большой общественный резонанс. Отмечается рост интереса к петроглифам.
Древним рисункам Канозера посвящены странички нескольких сайтов:
Наскальные рисунки Канозера по праву занимают выдающееся место в путеводителях и рейтингах туристических достопримечательностей региона. Так, по итогам конкурса «Семь чудес на краю света», проводимого в 2010 году региональной телекомпанией ТВ-21, петроглифы Канозера наряду с Успенской церковью в Варзуге признаны главной исторической достопримечательностью в Мурманской области.
О петроглифах Канозера продолжают сниматься фильмы и телепередачи. Уже сейчас эти наскальные рисунки активно раскручиваются как яркий туристический бренд — появляются сувениры с их изображениями (ювелирные изделия, керамика, футболки…). Древние рисунки стали ключевым элементом дизайна интернет-сайта «Туристский портал Мурманской области», они используются в оформлении интерьеров и при создании логотипов. Марки, открытки, конверты, плакаты — всё это формы проникновения древних изображений в современную жизнь.
Труднодоступность местонахождений с петроглифами затрудняет возможность выстроить там удобный музейный комплекс. Места скоплений петроглифов, на благо сохранности рисунков, могут посещать лишь незначительное количество людей. Поэтому здесь может находиться лишь филиал музея.
Экспонирование петроглифов всегда связано с повышением риска разрушения памятника. Специалисты утверждают: «Туристическое посещение памятников наскального искусства не только наносит им вред, но зачастую может быть главной угрозой их сохранности. Местонахождение используемое как туристический объект невозможно полноценно сохранять!» (Дэвлет, 2002:185)
При экспонировании петроглифов на месте необходимо следовать принципу выборочности широко применяемому в других странах. При таком подходе привлекается внимание к определенным, предназначенным для туристов объектам, в то время как другие памятники наскального искусства никак не обозначены на картах и схемах (Дэвлет, 2002:185).
В целях сохранения и в тоже время широкой популяризации наскальных рисунков как особого памятника доисторического прошлого Кольского полуострова актуальным становится создание копий скальных поверхностей с петроглифами в натуральную величину и их экспонирование в доступном современном музейном центре. Задумываясь о создании копий важно помнить, что любые работы связанные с непосредственным контактом поверхности скалы с петроглифами разрушают памятник. Но на помощь приходят современные технологии — уже на данный момент были опробованы специальные лазерные сканеры, позволяющие сканировать с высокой точностью поверхность скалы и позднее создавать трехмерную виртуальную модель, которая может быть использована в создании отливок наскальных изображений (Дэвлет, 2002:195). Подобная методика опробована на наскальных рисунках в Альте (Норвегия).
Создание современных музейных центров, способствует развитию археологических исследований на Кольском полуострове и формирует привлекательный для туристов облик региона. Подобные музеи могут сопровождаться экспозициями под открытым небом — историческими реконструкциями поселений древних жителей полуострова в натуральную величину, где можно проводить фестивали и мастер классы, посвященные древнему искусству и истории края. Аудитория интересующихся петроглифами широка — это художники и искусствоведы, педагоги, студенты, ценители прошлого и любители природы. Петроглифы могут широко использоваться в экологическом туризме, как органичная часть туристического продукта, включающего в себя знакомство с природными объектами Канозера, экологией и природопользованием прошлого, экстремальным туризмом и спортивным рыболовством.
Почему необходим природный парк? Антропогенная нагрузка на реку Умба и Канозера растет с каждым годом. Это сказывается на возобновляемости природных ресурсов, чистоте берегов реки и проточных озер, состоянии исторических памятников — в первую очередь Канозерских петроглифов.
Необходимо учитывать, что Канозеро — это не только петроглифы. У этого региона имеются и другие интересные исторические и природные достопримечательности. Канозеро является расширением реки Умба, которая имеет богатый рекреационный потенциал. На его берегу сохранились дома старинной карельской деревни и кладбище — ценные этнографические памятники. Здесь встречаются саамские памятники, к примеру, ловчие ямы (для ловли оленей), древность которых может простираться вплоть до времен проживания здесь создателей петроглифов. Места уникальных древних исторических памятников и потенциальных мест с петроглифами не ограничиваются лишь известными тремя островами и скальным выходом в северо-восточной части озера (этому уже найдено несколько ярких свидетельств). Ценность представляет вся береговая линия озера.
Богата природа Канозера. В лесах и болотах, примыкающих к нему, обитают редкие виды животных и птиц: орлан белохвост, скопа и др. Выходит к берегам озера и дикий северный олень, нещадно истребляемый сейчас браконьерами. C восточного берега к Канозеру примыкает Канозерский федеральный охотничий заказник, сохраняющий популяцию лосей. Река Умба — это место нереста атлантического лосося — семги. Канозеро богато ценными видами рыб, такими как озерная кумжа, сиг, хариус. Для любительского рыболовства интерес представляют и крупные щуки, окунь. Из природных объектов достойны внимания месторождение амазонита и розового кварца, расположенные рядом с озером. Сплав по живописным порогам реки Умба доставляет истинное удовольствие любителям раффтинга, каякинга и просто семейного отдыха. Однако, туристы же и наносят урон природе реки и озера: испещряя берега кострищами и стоянками, оставляя за собой горы мусора. Лесными пожарами нарушены живописнейшие участи реки (например начало Жемчужного плеса) и Канозера. Большой Подмунский остров получил название Горелый после того как пожаром на нем был уничтожен лес. Таже участь постигла место истока реки Родвинги из Канозера. Эти места нужно восстанавливать и беречь.
Разумно задуматься о более широком подходе к охране этой территории и не ограничиваться лишь охраной петроглифов. На широкое обсуждение необходимо вынести вопрос о создании природного парка, который, как минимум, включал бы в себя территорию Канозера, а как максимум — и всю реку Умба. Персонал парка должен заниматься охраной биологического разнообразия этих мест, регулированием туристической нагрузки, обеспечением условий для развития туризма (оборудование стоянок и их обслуживание). Очень важным моментом является обеспечение безопасности на реке Умба. Во время сплавов гибнут люди, происходят несчастные случаи. Необходимо создавать условия для использования как рекреационного, так и познавательного потенциала реки Умба и Канозера.
Практически с момента открытия петроглифов общественные экологические организации обратили серьезное внимание на проблему сохранения природного и культурного наследия Канозера. Так «Кольским центром охраны дикой природы» обследовалась прилегающая территория, проводились экспедиции с целью выявления ценных природных объектов и выяснения антропогенной нагрузки на эти места.
Природный парк на реке Умба и музей-заповедник на островах Канозера не противоречат друг другу. Такое сочетание будет лишь способствовать более специализированной комплексной охране этой большой территории, обеспечит разнообразие источников финансирования и будет содействовать развитию экологически грамотного туризма.
При охране памятника важна работа с общественностью. Не нужно забывать, что рисунки были открыты обычными краеведами, людьми, любящими историю и природу, и осуществлявшими спортивный сплав в свободное от работы и учебы время. Этот памятник является достоянием общественности. Но при несоблюдении правил посещения островов туристы могут наносить и урон памятнику. Возможно ли превратить посетителей островов в добровольных помощников в деле охраны уникального историко-культурного и природного памятника?
На островах Канозера показала свою эффективность волонтерская работа — помощь сотрудникам музея волонтеров из общественных организаций и туристических клубов. Подобные лагеря организовывались с 2003 года муниципалитетами г. Кировска и п. Умба, Кольским центром охраны дикой природы и Кольским экологическим центром (программа «Экодозор на Канозере»).
Что представляет собой волонтерский патруль? Его участники — это туристы, школьники, студенты из Мурманской области, Карелии и других уголков России. Они подготовлены к сплаву по реке Умба (наиболее дешевый и интересный способ добраться до Канозера), знают специфику работы с историческим памятником, поскольку обучены специалистами на соответствующих семинарах. Волонтерский патруль — это группа из трех — четырех человек, которые в течении семи — десяти дней дежурят на острове. Несколько таких групп в течении нескольких смен перекрывают наиболее пиковое время посещения Канозера туристами. Нужно иметь в виду, что в пик сезона, июль — август, через Канозеро проходит до 4-х групп туристов-водников в день, а многие из них до сих пор недостаточно осведомлены о существовании петроглифов и запрете на стоянку на этих привлекательных островах.
Волонтерский патруль оказывает помощь работникам музея «Петроглифы Канозера», осуществляя контроль за посещением памятника и разъясняет посетителям, почему на островах не желательно останавливаться, где найти другую удобную стоянку и как быстрее пересечь озеро. Ну и, конечно, волонтеры проводят экскурсии по уникальному объекту. Туристы должны понимать, почему им приходится покидать это место и плыть на веслах дополнительные километры. Очистка островов от мусора, помощь в оборудовании альтернативных стоянок и благоустройство территории памятника для осмотра — другие важные задачи патруля. Во время работы ученых на памятнике, подготовленные волонтеры могут помогать археологам и реставраторам в документации и консервации. Подобная практика широко применяется в других местах.
Существование волонтерского патруля способствует как непосредственной защите петроглифов, так и закладывает традицию бережного отношения посетителей к этому уникальному памятнику в будущем.
Просветительская волонтерская работа программы «Экодозор на Канозере» продолжается и в Интернете. На туристских сайтах и форумах вывешивается информация о том, как посещать этот памятник, не разрушая его, размещаются карты альтернативных маршрутов и стоянок. Важно привлечение в волонтерские патрули молодежи из туристических клубов и других общественных организаций.
Экономические затраты на подобную волонтерскую деятельность незначительны (транспорт и питание, организация семинаров), но эффект может быть весьма ощутимым. Волонтерские патрули так же могут оказывать значительную помощь в научных природоохранных экспедициях по проектированию природного парка, помогать обустраивать сплавной маршрут по реке Умба, очищать ее берега от мусора и многое другое.
На данный момент около 20 районов наскального искусства внесены в список мирового культурного наследия Юнеско5. Включение объектов в этот список связано не только с ценностью памятника, но и с предпринятыми местными администрациями усилиями по охране и консервации наскальных рисунков, усилиями по популяризации и по поднятию престижа каждого конкретного местонахождения наскальных рисунков в глазах общественности.
Включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО предполагает не только охрану непосредственно наскальных рисунков, но и их природно-исторических ландшафтов. Так, например, памятник «Плато Тассилин-Аджер» (Алжир, 1982) 6 — это знаменитые наскальные рисунки и уникальные геологические ландшафты. Объект «Наскальное искусство эпохи палеолита Сиега Верде» (Португалия, 1998, 2010) — уникальные палеолитические рисунки в долине реки Коа, расположенные на территории национального парка, для создания которого было принято решение об отклонении проекта строительства на данной территории гидроэлектростанции. «Культурный пейзаж наскальных рисунков Кобустана» (Азербайджан, 2007) — это уникальная коллекции шести тысяч наскальных рисунков. Объект располагается на территории площадью в 537 гектаров и является лишь частью более обширного охраняемого заповедника Кобустан. «Наскальные рельефы в Тануме» (Швеция, 1994) — это регион со значительным количеством скоплений петроглифов бронзового века, с удивительной природой и историческими ландшафтами, которые, так же как и петроглифы охраняются и восстанавливаются государством. «Национальный парк Какаду» (Австралия, 1981, 1987, 1992) внесен в лист всемирного наследия ЮНЕСКО и как природный объект, и как культурный — во многом благодаря скоплениям наскальной живописи австралийских аборигенов.
Вышеперечисленные примеры наглядно демонстрируют, что создание природных и национальных парков для сохранения культурно-исторического ландшафта возле скоплений петроглифов, тесное сотрудничество археологов и природоохранных организаций упрочивают позиции памятника для включения его в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На данный момент ни один из памятников наскального искусства на территории РФ в него не включен. Лишь в последнее десятилетие в этот список вошли два выдающихся памятника, расположенные на территории бывшего СССР (Тамгалы — в Казахстане и Кобустан — в Азербайджане).
Возможно ли включение в список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО петроглифов Канозера? Думаю, что да, но этот шаг следует предпринять, объединив вместе в одну систему три подобных памятника северо-запада России: Онежские, Беломорские и Канозерские петроглифы (и возможно, петроглифы Чалмны-Варрэ). Несмотря на то, что эти скопления расположены на значительном отдалении друг от друга — они имеют очень выраженную стилистическую общность и большая их часть предположительно относится к одному временному периоду. Подобные комплексные памятники, включающие в себя несколько удаленных объектов, встречаются в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Например, такой протяженный комплекс памятников как «Дороги во Франции, ведущие в Сантьяго-де-Компостела» (1998) объединяет в себе сеть исторически значимых объектов, расположенных вдоль четырех дорог, а «Геодезическая дуга Струве» (2005) — это цепь триангуляционных пунктов, протянувшаяся на 2820 км по территории десяти европейских стран, от Хаммерфеста в Норвегии до Черного моря. Интересно, что для включения в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО предложена сеть охраняемых природных территорий, расположенных на Кольском полуострове, в Карелии и Финляндии и названных «Зеленый пояс Фенноскандии». Наскальные рисунки Карелии и Кольского полуострова по аналогии могут быть предложены к включению в этот перечень как «Петроглифы Северо-запада России».