Финские писаницы: история и интерпретации

  ФИНСКИЕ  писаницы  ( путеводитель   )

  Туйя Веттерстранд,  издательство  Meedia  Zone , Viro  2013

 

История и интерпретации

Повсеместно и на всех материках человек издревле занимался нанесением на скалы изображений. 

В течение десятков тысяч лет рисунки появлялись на стенах пещер, поверхности эрративных валунов, мегалитов, вертикальных или горизонтальных скальных перепадах в самых разнообразных ландшафтах. 

В доисторический период наскальное искусство являлось способом фиксации явлений окружающего мира и действительности, формой повествования и, конечно, обозначением ритуальных или сакральных мест. 

В древней наскальной живописи можно выделить петроглифы и писаницы. 

Первые либо вытесаны, либо выдолблены с использованием различных техник на гладких поверхностях  скал, при нанесении же вторых использовались различные цвета. На территории Финляндии обнаруживаются  только писаницы.

 Возраст открытых на территории современной Франции, поблизости от городка Вальон-пон-д'Арк, в пещере Шове писаниц определен между 30.000 и 33.000 лет, в течение долгого времени они считались древнейшими образцами пещерного искусства. Совершенно недавно, в 2012 году в Испании найдены рисунки, уходящие корнями в прошлое на 40.000 лет. Таким образом, возраст старейших писаниц предстоит еще уточнить. 

Во время создания пещерной живописи человечество жило в ледниковом периоде. Вся Северная Европа, включая территорию современной Финляндии, лежала под километровым слоем льда. Начавшееся вскоре отступление ледника привело к постепенному поднятию земной поверхности, в результате этого человек начал продвигаться все дальше на север. В Финляндии первые поселения людей появились около 10.000 лет назад. 

Подавляющая часть писаниц на территории нынешней Финляндии расположена на территории бассейнов древних озерных систем Пяйянне и Сайма, и наиболее плотно сосредоточены на юго-востоке страны. Наибольшее количество известных писаниц располагаются внутри окружности, проведенной по координатам, точками которой являются города Лахти, Коувола, Лаппеэнранта, Савонлинна и Ювяскюля.

Отполированные ледником поверхности скал стали идеальным местом для нанесения изображений. Наскальные рисунки в Астувансалми расположены на нескольких уровнях, их наносили в течение продолжительного времени.

Сохранению писаниц способствовало наличие защитного «козырька», своеобразного выступа над рисунками, как, например, на острове Лоухисаари. Вероятно, древняя живопись могла располагаться и в других местах, и они оказались впоследствии уничтоженными, тем не менее, наиболее очевидно, что места подбирались древними рисовальщиками с учетом того, чтобы их творчество сохранилось бы надолго. 

Датировка писаниц представляет собой известную сложность. На основании археологических находок на местах стоянок, анализа изменения профиля берегов и историей водоемов возраст обнаруженных в Финляндии рисунков установлен около 3.000 и 7.000 лет. 

Это был период расцвета культуры ямочно-гребенчатой керамики, существовавшей в каменном веке. После того, как 5.700 лет назад возникла река Вуокса, началось длительное понижение уровня Саймы, что стало важной временной привязкой к датировке времени создания писаниц. 

Способ существования рисовальщиков наскальных изображений основывался на охоте, собирании растений и рыбной ловле, они передвигались в основном водными путями. Скалы, становившиеся поверхностями для нанесения изображений, располагались практически без исключения вблизи водных путей, в местах сужения водоемов и на видимых местах. По этой причине, к ним применима трактовка как обозначений существовавших на тот маршрутов или, скажем, пограничных знаков. Практически все рисунки нанесены на вертикальные скальные  поверхности, поднимающиеся прямо из воды и отполированные ледником. Преимущественно они ориентированы на юг, юго-запад и запад. Следует заметить, что во многих случаях тематика наскальных изображений имеет антропоморфный характер. 

Древние художники пользовались природными пигментами (красная охра. – прим.пер), нанося свои изображения с лодки, со льда или со скального выступа, вероятно, так же и с некоего подобия лесов. Охра содержит в себе оксиды железа, к ним  добавлялись в качестве связующего вещества какой-нибудь органический материал, например, кровь, жир или яичный белок. Кисточкой мог служить палец, но с большей очевидностью, рисовальщики  пользовались тоненькой веточкой, один конец которой был растрепан в виде кисточки, либо к нему мог быть прикреплен пучок шерсти какого-нибудь животного. 

Нет сомнения, что писаницы являются своеобразным посланием нашему времени, раскрывающем образ мышления и культуру древнего человека. И тем не менее существует масса интерпретаций насчет того, почему наскальные изображения вообще могли быть выполнены. Новейшие толкования акцентируются на ритуалах, связанных с шаманизмом. 

Имеющие многотысячелетнюю историю рисунки могли сохраниться только в условиях того, что дождевая вода, стекавшая по ним из года в год, нанесла на красную охру тонкую пленку из оксида кремния, вымытого ею из скальной породы. Под воздействием солнечного тепла пленка приобрела высокую твердость и прочность, защищая тем самым изображения в течение веков. 

Однако не всегда условия были оптимальны для успешной консервации. Часть изображений уже совершенно невозможно распознать, часть находится в таком состоянии, что представляет собой лишь размытое красное пятно. В некоторых местах поверхность скалы осыпалась, разрушив частично изображение. Опасность представляют также эрозия, мхи и лишайники, кислотные дожди и банальный вандализм. Сегодня многие образцы древней наскальной живописи едва различимы из под скрывающих и постепенно уничтожающих их буйно разросшихся мшаников. 

Общие черты и различия в изображениях

Наскальные рисунки, созданные в период охоты и собирательства, обнаруживаются повсеместно – от Норвегии до Сибири –, и в этих широтах они формируют свой северный язык живописи. Вне зависимости от местных различий на многих изображениях и в техниках их нанесения выявляются очевидным образом общие черты. Это дает полное основание для предположения того, что люди уже тогда находились в контакте между собой и были подвержены взаимному влиянию. Тем не менее, наука о наскальной живописи северных широт имеет внутринациональный характер, замкнутый внутри своих границ, хотя изображения наносились на скалы в то историческое время, когда понятия «граница» не существовало. 

На территории современной Финляндии обнаружены только писаницы, но ни одного петроглифа. Ближайшие к нам петроглифы находятся в российской части Карелии и на Кольской полуострове, в южной и центральной части Швеции и Норвегии. Стоит отметить, что на территории этих двух государств, а также на Кольском п-ве имеются вдобавок к петроглифам еще и писаницы, а в Республике Карелия, на восточном берегу Онежского озера и в устье реки Выг в Беломорской Карелии (Виена. – прим.пер.) выявлены только петроглифы. 

Ближайшие к нам наскальные рисунки выполнены в основном на горизонтальных плоскостях, однако некоторые из артефактов на побережье Норвегии расположены на вертикальных скалах, например, в Хелле и Бола. Наиболее древние петроглифы представляют собой большие, почти естественного размера изображения животных. 

В Финляндии нанесение писаниц завершилось с окончанием каменного века. В Норвегии и Южной Швеции известны концентрации петроглифов, нанесенных в бронзовый век и начало железного века (приблизительно XVII век до н.э – V век н.э.). Часть из них находится рядом с изображениями периода охоты и собирательства, часть даже выбита поверх них. И если в петроглифах периода земледельческой культуры просматривается большое количество лодок и отпечатков обуви, то среди изображений вышеупомянутого периода доминируют животные, являвшиеся объектом охоты. В конечном итоге, не известно, являются ли одни прямыми продолжателями других, или же петроглифы периода возникновения и расцвета земледелия сформировали свою собственную традицию. 

По причине снижения уровня воды часть скал с изображении находится за нынешней береговой чертой, как, например, в местечке Сюрьясалми под Пуумала. Ясно просматривающееся красное пятно является, вероятно, местом для растирания краски, а не уничтоженная временем писаница.