Анализ наскальных изображений Вярикаллио, Суомуссалми, с помощью метода CPED

Антти Лахелма — научный сотрудник института археологии университета Хельсинки — летом 2014 года сфотографировал наскальные рисунки парка Хосса в Суомуссалми. Фотографии были отправлены на анализ в Южную Африку в компанию «Отпечатки пальцев во времени», которая специализируется на анализе наскальных рисунков. Исследование в выше упомянутой компании провел ее основатель Кевин Краузе.

Фирма разработала метод (= CPED), который в настоящее время широко используется в изучении фотографий наскальных рисунков. Цифровые фотографии RAW-формата обрабатываются таким образом, что световые волны определенной длины корректируются или удаляются. Таким образом, становится возможным продемонстрировать такие детали рисунка на поверхности скалы, которые до этого не были видны.

С помощью этого метода было обработано 57 фотографий, каждая из которых представлена в RAW-формате, т. е. в обращенном цвете или в оттенках серого. В полученном изображении можно увидеть ранее скрытые от взгляда детали. Сравнения изображений наскальной живописи Вярикаллио (Värikallio) с их более ранними фотографиями пока еще не проводилось. Поставлена задача продолжить анализ поверхности скалы. Будут сделаны новые снимки с помощью так называемой гиперспектральной камеры. После этого можно будет сравнить изображения, полученные двумя различными способами. Работу планируется провести летом 2015 года.

В данной статье представлен один из примеров, с помощью которого можно оценить преимущества метода перед предыдущим способом фотографирования.


Рисунок 1: Типичный фотография наскального изображения в парке Хосса, Суомуссалми. Фотограф неизвестен.

Рисунок 1 демонстрирует типичную цветную фотографию каменной поверхности в Хосса, Суомуссалми. Исследуя фотографию, можно заметить находящиеся в середине треугольные человеческие фигуры, слева внизу от которых которые можно увидеть полностью окрашенную с рогами на голове фигуру, которую интерпретируют как шамана.


Рисунок 2: фотография на эту же тему, сделанная Антти Лахелма летом 2014.

Качество фотографий 1 и 2 аналогично. Кевин Крауз выполнил анализ на основе второй фотографии.


Рисунок 3: Результат применения метода CPED по фотографии, сделанной Антти Лахелма


Рисунок 4: Деталь наскального рисунка в Хосса

Рассмотрим образ с треугольной головой в правой части фотографии, область обведенная синим цветом, где цветовой акцент выявил отдельные детали. В анализе изображений можно сосредоточиться на объяснении деталей.


Рисунок 5: изображение в серых тонах на той же территории.

Серые тона фотографии подчеркивают детали данного рисунка.

При комплексном обследовании скалистой поверхности требуется систематическое сравнение с предыдущими фотоматериалами. В этой связи следует подчеркнуть, что метод Крауза в изучении изображениями в RAW-формате применяется только как «массовое производство», но ни в коем случае не анализируется содержание рисунков.

Гиперспектральная камера

Цифровая камера дешевле гиперспектральной. Обе работают с длиной световых волн, но с помощью гиперспектральной камеры можно описать длину световых волн, которые обычно остаются невидны. Примером является музей Серлакиуса в Мянття, где была обнаружена картина Клода Моне. Автограф Моне был скрыт под слоем краски, но это был увиден с помощью гиперспектральной камеры. Использование этой камеры предполагает наличие сложного программного обеспечения, которое позволяет фильтровать и выделять длины волн. Задачей этого сравнительного исследования является выяснить, возможно ли с помощью цифровой камеры достичь такого же хорошего результата, как и с гиперспектральной.

Прилагается изображение картины Моне и фрагмент фотографии, сделанный гиперспектральной камерой (газета Helsingin Sanomat).


Рисунок 6: картина Клода Моне «Стога сена» в музее Мянття. Фото: газета Helsingin Sanomat


Рисунок 7: Фото: газета Helsingin Sanomat

Пример проведения анализа Кавином Краузе