
Анализ наскальных изображений Вярикаллио, Суомуссалми, с помощью метода CPED
В данной статье описан пример изучения цветной цифровой фотографии наскального рисунка, когда изображение видно в деталях, которые раньше не было возможности рассмотреть.
В данной статье описан пример изучения цветной цифровой фотографии наскального рисунка, когда изображение видно в деталях, которые раньше не было возможности рассмотреть.
Находка наскальных рисунков Канозера, возраст которых теряется в глубине веков, произошла в 1997 году, в конце 2 тысячелетия нашей эры. На данный момент это последнее крупное открытие петроглифов в Фенноскандии. До этого столь значительные открытия были сделаны в начале 70-х. Петроглифы Канозера заняли достойное место в ряду этих замечательных открытий. Число выявляемых рисунков растет с каждым годом, сейчас их количество перевалило за тысячу.
Петроглифы Канозера расположены под открытым небом. Подобная специфика памятника диктует и соответствующие проблемы его сохранения. На данный момент актуальны две задачи, связанные с обеспечением сохранности петроглифов. Это принятие мер по предотвращению разрушительных воздействий на памятник и организация доступа к памятнику.
Музеефикация петроглифов Канозера, помимо мер по охране, документации и реставрации, решает задачу обеспечения доступа посетителей к памятнику, его экспозицию и популяризацию. Первые шаги к музеефикации петроглифов Канозера были предприняты практически с момента их открытия сотрудниками Ревдинского краеведческого музея. Ими издавались публикации, призывающие к охране памятника формировались выставки, снимались фильмы, делались доклады на международных конференциях.
В работе обосновывается необходимость создания и последующего использования плоских фотопанорам скал с древними изображениями в целях мониторинга состояния поверхности скалы и презентации памятника. Описываются технические аспекты работы
В сентябре 2005 г. совместной экспедицией карельских и британских археологов (Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН и Кембриджский университет), изучавших беломорские петроглифы (рис.1) и их связь с микроландшафтом, было сделано очень неожиданное открытие. На Старой Залавруге, одной из самых известных и хорошо документированных групп наскальных памятников Карелии, обнаружено много новых фигур.
Нельзя сказать, что петроглифы Карелии обойдены вниманием. О них наслышаны многие. Время от времени об этих памятниках вспоминают в средствах массовой информации, в государственных учреждениях, сфере культуры и образования. Но, похоже, что их подлинная ценность, значимость связанных с ними проблем до сих пор в должной мере не осознаются
Повсеместно и на всех материках человек издревле занимался нанесением на скалы изображений. В течение десятков тысяч лет рисунки появлялись на стенах пещер, поверхности эрративных валунов, мегалитов, вертикальных или горизонтальных скальных перепадах в самых разнообразных ландшафтах.
Петроглифы Русской Карелии являются частью древней истории финно-угорских племен. В древности ареал вокруг Онежского озера не являлся местом торговли оружием, скорее, здесь изготавливался самый разнообразный промысловый и охотничий инвентарь – это принято в качестве базового объяснения также и в Финляндии.