Музеефикация петроглифов Канозера, помимо мер по охране, документации и реставрации, решает задачу обеспечения доступа посетителей к памятнику, его экспозицию и популяризацию. Первые шаги к музеефикации петроглифов Канозера были предприняты практически с момента их открытия сотрудниками Ревдинского краеведческого музея. Ими издавались публикации, призывающие к охране памятника формировались выставки, снимались фильмы, делались доклады на международных конференциях.
В работе обосновывается необходимость создания и последующего использования плоских фотопанорам скал с древними изображениями в целях мониторинга состояния поверхности скалы и презентации памятника. Описываются технические аспекты работы фотографа-исполнителя и некоторые результаты, выполненные на горизонтальных скальных поверхностях Онежских и Беломорских петроглифических комплексах (Республика Карелия).
В сентябре 2005 г. совместной экспедицией карельских и британских археологов (Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН и Кембриджский университет), изучавших беломорские петроглифы (рис.1) и их связь с микроландшафтом, было сделано очень неожиданное открытие. На Старой Залавруге, одной из самых известных и хорошо документированных групп наскальных памятников Карелии, обнаружено много новых фигур.
Нельзя сказать, что петроглифы Карелии обойдены вниманием. О них наслышаны многие. Время от времени об этих памятниках вспоминают в средствах массовой информации, в государственных учреждениях, сфере культуры и образования. Но, похоже, что их подлинная ценность, значимость связанных с ними проблем до сих пор в должной мере не осознаются
Петроглифы Русской Карелии являются частью древней истории финно-угорских племен. В древности ареал вокруг Онежского озера не являлся местом торговли оружием, скорее, здесь изготавливался самый разнообразный промысловый и охотничий инвентарь – это принято в качестве базового объяснения также и в Финляндии.
Данная тема в современном петроглифоведении довольно слабо разработана. Считается, что в древнем наскальном искусстве, в силу как специфики поверхностей, использовавшихся для выбивок, так и самого культового характера изображений, не могло быть отображено пространство, в нем отсутствует перспектива
На протяжении уже 165 лет, начиная с открытия, петроглифы Карелии привлекают пристальное внимание исследователей. Свидетельства тому – многочисленные публикации в научных и научно-популярных изданиях
Наскальные изображения – очень сложный для понимания вид исторических источников, который, в частности, отражает определенные грани мировоззрения древних обществ. На территории Северной Фенноскандии можно выделить пять крупных и наиболее значимых для науки концентраций наскальных изображений: Республика Карелия, южная часть Кольского полуострова, северная Норвегия, северо-восточная Швеция